Российский экологический оператор предложил использовать низкотоварную древесину и древесные отходы для производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Это позволит максимально вовлечь эти ресурсы в хозяйственный оборот. Об этом сообщил директор по устойчивому развитию ППК РЭО Игорь Забралов на совещании, посвященном разработке комплексной программы утилизации низкотоварной древесины и отходов лесопиления.
– РЭО подготовил техническое задание на разработку региональных программ по переходу к экономике замкнутого цикла, которая позволит субъектам утвердить до конца 2026 года план применения вторсырья в производстве. Разработка и утверждение таких программ регионами предусмотрены федеральным проектом «Экономика замкнутого цикла». Без этих мероприятий мы не сможем достигнуть национальной цели, установленной Указом Президента России № 309, – снижения вдвое захоронения отходов и вовлечения не менее 25 % вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. В частности, большое количество отходов остается невостребованным в лесной промышленности. На площадке Совфеда обсудили вопросы утилизации низкотоварной древесины, отходов лесопиления и лесопереработки, – рассказала генеральный директор ППК РЭО Ирина Тарасова.
Затраты на заготовку и транспортировку низкотоварной древесины ниже их рыночной стоимости. По словам Игоря Забралова, отсутствие рентабельности делает этот материал отходом, который либо сжигается, либо перегнивает.
– По официальным данным ежегодно в стране образуется порядка 1,5 миллиона тонн таких отходов, из которых 1,2 миллиона тонн утилизируется. Однако, по экспертным оценкам, отходы от лесозаготовок достигают 43 % от общего объема рубок. Эти отходы, как правило, никем не учитываются. Неиспользуемая и оставленная в лесу древесная масса – это не только источник физического (захламление территории) и химического (экстрагирование различных соединений, выделение продуктов разложения и т. д.) загрязнения окружающей среды, но и потенциально опасный объект для возникновения вспышек и развития очагов фитовредителей и пожаров. Решение проблемы – использование древесных отходов для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, – подчеркнул Игорь Забралов.
Он также выделил три ключевых направления для работы в этом направлении. Одно из них – биоэнергетическое, то есть производство древесных пеллет и брикетов из технологической щепы. Второе заключается в создании строительных материалов с использованием этой же щепы – арболита, древесно-стружечных и цементно-стружечных плит, древесно-полимерных композитов, строительных панелей из стеклодробленочного материала и песчано-опилочного бетона. Третье направление – это получение лесохимической продукции – древесного угля, скипидара, лака, канифоли и спиртов. Кроме того, из древесины можно производить «древесный сахар», который может использоваться как корм для жвачных животных или перерабатываться в перспективные продукты, такие как ксилит и сорбит, кормовой белок и другие.
По словам эксперта, технологии для производства всех упомянутых продуктов уже существуют. Ключевым аспектом для успешной переработки древесных отходов является обеспечение спроса на получаемую из них продукцию. Важную роль в этом процессе играют исполнительные органы субъектов РФ, которые могут формировать спрос на экологически чистую продукцию в рамках государственных закупок.
https://nia.eco/2025/04/09/100526/